Будут ли навигационные GPS/ГЛОНАСС услуги в России бесплатными? Решать теперь будет “Федеральный Сетевой Оператор”.

14 февраля 2009 года Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О навигационной деятельности» который был принят Государственной Думой 30 января 2009 года и одобрен Советом Федерации 4 февраля 2009 года. В статье 7 данного закона http://gps-club.ru/forum/index.php?showtopic=7987  указано, что государство имеет право :

           “при необходимости создает федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд с определением его функций, задач и ответственности.”

          Не успели еще на законе просохнуть чернила, а необходимость в таком операторе уже появилась. И оператор был незамедлительно создан. Или же Закон был создан под оператора?! Таким оператором назначено ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС) которое учредили  9 ноября 2007 года  следующие компании  ФГУП «РНИИ КП», ОАО «Концерн «РТИ Системы», ОАО «Ситроникс». Чем же будет заниматься “Федеральный Сетевой Оператор” (ФСО), что будет контролировать, что разрешать и что запрещать?  Узнать об этом можно будет из данного документа:

          Проект “Положение о полномочиях и обязанностях Федерального оператора спутниковых навигационных услуг для различных отраслей экономики и социальной сферы”

          Согласно данному документу права “Федерального оператора спутниковых навигационных услуг” практически неограниченны и распространяться они будут во всех сферах применения навигационных услуг, начиная с государственных интересов и заканчивая интересами  любого частного пользователя. И если нужно будет сделать услугу предоставления навигационных услуг платной, то по  решению такого всемогущего органа, она будет объявлена платной. Конечно, взимать плату за использование GPS или ГЛОНАСС сигнала будет практически нереально, а вот платить абонентскую плату за предоставление “ ежедневно актуализированной картографии” вполне возможно, пускай и  не сразу. Вот что сказал на пресс- конференции «Перспективы развития российских орбитальных группировок навигационных и телекоммуникационных спутников».  http://www.gps-club.ru/gps_news/detail.php?ID=29150 Анатолий Шилов (начальник управления связи и навигации Федерального космического агентства “Роскосмос”):

           “Федеральному оператору предстоит решить одну из основных проблем развития рынка услуг ГЛОНАСС – сложности с картами, точней, их обновлениями. «Иногда навигатор говорит «Поверни направо», а там — бетонный забор». Роскосмос предлагает следующий вариант: «Вы покупаете карту у какой-то фирмы, становитесь там на обслуживание, и вам в приемник по сотовой связи ежесуточно докладывают те изменения, которые происходят. Уже несколько таких фирм существует». По словам Шилова, фирма, которая хочет торговать картами для приемников, может купить базу у “Роскартографии”, затем «проехать, снять дороги и заложить эти съемки в карту».

          Безусловно, вопрос безопасности дорожного движения является одним из самых важных, так как от этого зависят жизнь и здоровье людей и на этом экономить нельзя (мы поднимали уже эту тему), но во всём мире жесткая конкуренция и деловая репутация ведущих картографических компаний заставляет совершенствовать свои базы данных внося в них всё новые и новые атрибуты, но даже транснациональные компании с миллиардными оборотами не могут справиться с огромными массивами данных которые приходится постоянно актуализировать (актуализация происходит с периодичностью от 1,5 до 3 месяцев иногда и реже и тратятся на это огромные средства из собственной прибыли, но ни одна компания в мире, ни сегодня, ни завтра, ни в ближайшем обозримом будущем не сможет ежесуточно актуализировать всю дорожную обстановку да еще и по всей стране) Анатолий Шилов считает что, это под силу федеральному оператору ГЛОНАСС, у которого будет филиальная структура. «Только что зарегистрирован филиал этого оператора в Новосибирске, — рассказал он. — В Ростове сейчас регистрируется такой филиал. Будет некая распределенная система. Как только вас обнаруживает система, что вы находитесь в Ростове, то эту операцию не будет делать московский оператор, этим будет заниматься оператор территориальный. Первый сервер уже закуплен, он монтируется».

          Кто же будет нести ответственность в случае ДТП произошедшего из-за некачественной навигационной картографии?

         1.    Собственник автомобиля и навигатора

         2.     Производитель программы использовавший рекомендованные базы данных

         3.    “Федеральный Сетевой Оператор” как гарант качества?

          Скорее всего  ничего не измениться и со своими проблемами автомобилист останется один на один, так как при первом  запуске п программы он нажимает кнопку ДА и тем самым подписывает соглашение, что вся ответственность лежит на нём. Но вот стоить теперь такая услуга, как навигация по “ежесуточно актуализированным” картам  должна неизмеримо дороже. А сигнал и от GPS и от ГЛОНАСС останется, конечно, бесплатным. Если Вас устроит показанные на экране цифры – широта, долгота и высота , то больше ни за что платить Вы не будете. А в остальных случаях смотрите пункт 1.4 положения:

          1.4. Услуги Федерального сетевого оператора предоставляются на платной основе. Для государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации услуги предоставляются на основании соответствующих нормативно-правовых актов 

          Вот что нам предоставят за “символическую” плату.

          Региональные навигационно-информационные центры:

          — Оказывают комплексные навигационные услуги субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, предприятиям и организациям различных форм собственности, а также индивидуальным частным потребителям.

          — Осуществляют техническую поддержку потребителей.

          — Осуществляют техническое обслуживание навигационно-информационных систем.

          5.3. Информационное взаимодействие между центрами оказания навигационных услуг и потребителями осуществляется с использованием наземных и космических беспроводных каналов связи.

          5.4. Технические средства федерального и региональных центров оказания навигационных услуг являются собственностью сетевого оператора, а абонентское оборудование может находиться как в собственности потребителя, так и арендоваться на время оказания им соответствующих навигационных услуг.

          5.5. Для предоставления навигационных услуг может использоваться только сертифицированное оборудование, работающее по сигналам системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

          И не забудьте отнести свой GPS навигатор на сертификацию, так как пользоваться им скоро будет нельзя. Время, как всегда, расставит свои акценты и приоритеты, а  мы как будущие пользователи  в свою очень надеемся, что действия Федеральных Сетевых Операторов и других чиновников будут направлены только во благо и на пользу развития спутниковых навигационных технологий в России, а излишние бюрократические барьеры не охладят желания частного предпринимателя инвестировать в столь перспективную и важную для нашей страны систему – спутниковую навигационную систему “ГЛОНАСС”.

           Александр Петров

          © GPSClub.ru

          ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

16.02.2009


Оставить комментарий