

Еще не Германия
Еще не Германия (Часть вторая)
уже знают о том, что такое картографические базы данных. Известно им как собирают, анализируют, производят и актуализируют картографические базы данных в компаниях
и TeleAtlas
на территории России.






Небольшие компании, не обладающие ни современным программно-аппаратным комплексом с соответствующей инфраструктурой, ни достаточным штатом профессиональных специалистов в области картографии, как правило, не в состоянии самостоятельно объехать и обрисовать всю дорожную сеть страны и, тем более, её постоянно актуализировать. Навигационные карты создаются на основе спутниковых снимков земной поверхности и аэрофотосъемки (или даже карты конкурентов или энтузиастов), а также на базе имеющихся топографических карт масштабов 1:10 000 (для крупных населенных пунктов) и 1:200 000 (для областей). По итогам полученных данных создается граф дорожной сети с указанием POI и с учетом правил дорожного движения. При таком подходе некоторые регионы могут не обновляться годами, а качество исходного материала часто очень низкое, так как на самых точных снимках не видно больше половины необходимых для навигационной карты атрибутов. В таком случае из релиза в релиз переносятся одни и те же ошибки и неточности.

Cозданные крупными картографическими компаниями, которые специализируются в данной области и представляют профессиональный продукт с одинаково стабильным качеством. Как правило, такие навигационные карты объезжены собственными экипажами на 85% – 95% и актуализируются опытными специалистами компании. Такие базы данных оптимизированы для навигационных задач и отвечают мировым стандартам, предъявляемым к данному продукту.
Для таких навигационных карт характерны следующие признаки:
а). Единая база данных (невозможно выбрать и установить только один регион).
б). Применение “бесшовной” технологии (нет отдельных регионов “сшитых” между собой) и чёткой сквозной структурой навигации (из любой точки на карте гарантированно можно попасть в другую точку, даже с использованием альтернативных способов передвижения: паромов, переправ и т.д.).
в). Невысокая степень детализации придорожных (контуров строений, POI, лесных массивов, водоёмов) и других объектов, напрямую не относящихся к процессу маршрутизации (прокладке маршрута на карте).
г). Не самый большой заявленный охват покрытия в России, так как работы выполняются с обязательным объездом дорожной сети, актуализацией уже существующих данных и без привлечения сторонних компаний.

Картографические базы данных, созданные небольшими компаниями, имеющими соответствующую лицензию на данную деятельность (по сути, данные собранные, как говорят “с миру по нитке” и актуализируемые по мере сил и возможностей).
Навигационные карты создаются на основе спутниковых снимков земной поверхности и аэрофотосъемки, а также на базе топографических карт масштабов 1:10 000 (для крупных населенных пунктов) и 1:200 000 (для областей). Самостоятельно объезжаются только избранные регионы, в некоторых дорожная сеть не объезжается вовсе или для этого периодически привлекаются сторонние специалисты.
Для таких баз данных (навигационных карт) характерны следующие признаки:
а). Данные по разным регионам, как правило, поступают из разных источников, без обязательного самостоятельного объезда и проверки. Качество данных зависит от исходного материала и последующей компиляции. Единая база данных создаётся посредством индексации нескольких баз и плохо оптимизируется для маршрутизации.
б). Навигационные карты имеют чёткую “шовную” структуру, когда один регион “сшивается” с другим, дороги при этом сводятся по границам регионов или листов карты. Существует базовая обзорная карта. Есть возможность скачать и выбрать только один регион или даже город.
в). Высокая степень детализации придорожных (контуров строений, POI, лесных массивов, водоёмов) и других объектов, напрямую не относящихся к процессу маршрутизации (прокладке маршрута на карте).
г). Большой заявленный охват картографического покрытия в России с различным качеством актуализации и точностью, так как работы выполняются без обязательного объезда всей дорожной сети, без обязательной актуализации уже существующих данных и часто с привлечением сторонних компаний.

Класс 3.
Картографические базы данных, созданные небольшими группами энтузиастов для собственных потребностей (данные собранные исключительно в отдельно взятом регионе и актуализируемые по мере сил и возможностей). Самостоятельно объезжается только собственный регион, и данные актуализируются так часто, как этого требует обстановка.
Для таких баз данных (навигационных карт) характерны следующие признаки:
а). Данные, как правило, разбиты не по региону, а по квадратам. Информация от после самостоятельного объезда и проверки выкладывается в общую базу. Качество данных зависит от подготовленности и количества энтузиастов в регионе.
б). Как правило, очень высокая степень детализации придорожных и других объектов, напрямую не относящихся к процессу маршрутизации (часто информация именно из этих навигационных карт используются в навигационных продуктах КЛАССА 2).
в). Охват только отдельно взятого региона.
г). Разнородное качество актуализации и точности. В некоторых регионах группы осуществляют обязательный объезд дорожной сети своего региона с актуализацией уже существующих данных своими силами (по точности и актуализации часто превосходя продукты КЛАССА 1). В некоторых регионах не хватает людей или данные не обновляются месяцами. В таком случае о каком-либо приемлемом качестве говорить не приходится. Но даже если её рисует один энтузиаст и уделяет этому не достаточно времени, то такая навигационная карта может быть единственно доступной для данного региона.
После такого небольшого объяснения и предложенной условной градации, наш опытный читатель уже должен был самостоятельно понять: почему по одной навигационной карте он едет и отдыхает, а по другой вынужден постоянно напрягаться, чтобы не проскочить нужный поворот или вовсе не застрять где-нибудь в глуши. Есть несколько причин. Конечно, не всегда причина исключительно в картографии, хотя именно она часто и является основной. Навигационное программное обеспечение тоже играет немаловажную роль для оптимизации работы с картой, так же очень важен процесс адаптирования картографической базы данных (компиляция), непосредственно под конечную навигационную программу (например, одна база данных при одинаковом исходном качестве может иметь разные ошибки в разных программах и это не ошибки картографов).
По собственному многолетнему опыту передвижения на автомобиле с помощью различных навигаторов в разных странах и регионах могу утверждать: базы данных (навигационные карты) КЛАССА 1 гарантированно приводили меня к искомому объекту. Пусть далеко не всегда самым оптимальным путём, не всегда выбирая лучшую из возможных дорог, иногда просто не зная новой организации дорожного движения и допуская ошибки в маршрутизации. И даже когда я намеренно или случайно отклонялся от маршрута, мне всегда предлагалась альтернативная дорога или возможность вернуться на маршрут. В любой стране была уверенность в этих картах и в том, что они приведут меня именно к искомой точке и обратно.


Но, включив данный продукт, наличие данной дороги на карте теперь мне ничего ровным счётом не гарантирует и конечный результат будет не всегда предсказуем, потому что с большей степенью вероятности на этой маленькой дорожке, никогда не появлялся ни один картограф из компании, реализующей данный продукт. Её просто нарисовали, не выходя из офиса, так как на космоснимке она была, а статус дороги, как и её качество на нем не виден. Такая дорога может окончиться тупиком, водной переправой, разобранным мостом, грунтовкой или просто тракторной колеей. Тут выбор остается за пользователем, так как автомобиль автомобилю рознь. А может пользователь вообще передвигается на велосипеде или пешком? Но, что всегда поражало в данных продуктах – это наличие дороги в поле, где её никогда не было. Или заправка в глухом лесу! Это ошибки людей, которые никто не удосужился найти и устранить. Многие навигационные карты КЛАССА 2 могут прекрасно справляться с поставленной задачей в крупном городе (как правило, в том, где живут и работают работники компании), часто находя даже самый сложный адрес и тщательно прорисовывая все контуры строений включая трансформаторные будки во дворах. Но стоит лишь только усложнить задачу и выехать за пределы города, а тем более области, тут трижды стоит посмотреть на предложенный навигатором маршрут и подумать стоит ли двигаться дальше. Картография, созданная энтузиастами (КЛАСС 3) часто является палочкой выручалочкой в тех регионах, куда не доехали еще специалисты картографических компаний и качественно не оцифровали его. Такие карты в рамках своего региона могут быть столь подробны и полезны, что по ним можно даже проехать в самый отдалённый населённый пункт и не заблудится. В чем секрет? Просто по этим дорогам постоянно передвигаются те, кто в итоге и рисует данные карты, а качество прорисовки может быть таким точным, что просматриваются трибуны стадиона. Понимаешь, что люди любят свой город и любят то, чем занимаются.
Не спешите делать выводы о том, что картография КЛАССА 2 хуже, чем КЛАССА 1, а КЛАСС 3 лучшее, что есть на рынке, да еще и бесплатно. Всё может быть совсем наоборот и поэтому мы предлагаем всем у кого есть опыт использования различных навигационных программ самостоятельно протестировать разные классы у себя в регионе. Для этого Клуб готов обеспечить тестеров необходимыми навигационными программами с различными базами данных.
Итак, с сегодняшнего дня мы начинаем первый независимый потребительский тест навигационных решений – “НАВИГАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И КАРТОГРАФИЯ 2010”.
Авторы: Александр Петров, Виктор Зорин
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ
©GPSClub.ru
Перепечатка без согласия Авторов запрещена
16.04.2010