Практический тест навигационных GPS/ГЛОНАСС программ с on-line сервисами “пробки”. Результаты.

Практический тест навигационных GPS/ГЛОНАСС программ с on-line сервисами “пробки”.

Результаты. .

тест навигационных GPS/ГЛОНАСС программ с on-line сервисами “пробки”. Итоги. Часть 2.

     На многих форумах и сайтах уже прошло бурное обсуждение первого независимого теста “пробочных сервисов”.  Подобный тест был проведён впервые, ничего подобного не происходило, ни в России, ни за рубежами нашей страны, но  уникальность этого практического теста состоит еще и в том, что проводился он по методике, разработанной при непосредственном участии всех ведущих участников рынка данных услуг . По возможности были учтены все предложения, высказанные участниками данного обсуждения.  Мы, как и обещали непосредственным  участникам тестирования, выдержали паузу, для того, чтобы все кто присутствовал на данном мероприятии, мог высказать своё личное мнение о том, что происходило, и имеющиеся у нас данные не вносили какие либо коррективы в личные  мнения непосредственных участников. Позволим себе еще раз повториться и напомнить, что был организован первый практический тест данных сервисов и это не  соревнования, не гонки и не игра, а именно тест. Мы надеемся, что такие тесты будут проводиться регулярно, что необходимо для получения действительно объективной картины о работе пробочных сервисов и накопления статистических данных. Хочется верить, что и разработчикам тестируемых продуктов данное мероприятие поможет в определении стратегии развития своих сервисов и программ.

    Сложность в организации дорожного движения по Москве заключается в её радиальном строении (сеть автодорог Москвы очень похожа на паутину)  и, как следствие, наличию множества сложных развязок, а в центре города еще и узких мест — “ бутылочных горлышек”.  Автодороги Москвы  были спроектированы очень давно и не справляются с огромным многомиллионным автопарком столицы. Ежедневно к нему прибавляются миллионы автомобилей  из области и  из других регионов. При таком строении городских магистралей проехать по одному из  широких проспектов через весь город просто не получится и, как правило, всё равно придётся воспользоваться  одним из 4 московских колец – Бульварным, Садовым, Третьим Транспортным или МКАД. Если всё-таки  кто решится ехать через центр этой ”паутины” в рабочее время, то миновать хитросплетения центральных улиц без  утомительного  стояния в очереди на светофоре вряд ли  кому-то удастся. Постоянные ремонты дорог и их плохое качество в целом, не всегда грамотная организации дорожного движения по городу, сложные метеоусловия, проезд автомобилей с привилегированными номерами и спец. сигналами, элементарное  неуважение и хамство на дороге и еще ряд факторов помогут ощутить всю радость обладания “железным конём” в таком мегаполисе как Москва.  Система страхования ОСАГО, благодаря введению которой любое мелкое ДТП теперь превращается в многокилометровую пробку, также не способствует нормализации ситуации в городе и экономии нервных клеток и времени. Надо отметить, что Правительство города постоянно ищет выход из положения и делает всё возможное — строит новые дороги и реконструирует старые. Но и этот бесконечный процесс, в свою очередь, приводит к еще большим пробкам, пропускной способности дорожной сети города давно не хватает, и если не принимать каких то радикальных мер, город рано или поздно встанет полностью. Именно так и  произошло  в декабрьские сильные снегопады.

     Помочь Правительству Москвы или других городов в наведении порядка на дорогах, думаем, не в наших силах. Конечно, можно всем автомобилистам предложить пересесть на метро, которое до сих пор работает отменно, но после этого оно точно перестанет работать в штатном режиме (да и не согласятся многие автомобилисты на такой вариант).  Далеко не всем повезло жить или работать рядом со станцией  метро, да и погружение  в людские “ пробки” не менее «комфортно», чем в автомобильные. Да и  стоять на маршрутке или троллейбусе в той же пробке по пути к ближайшей станции метро занятие не из приятных.

     В Европе, например, предлагают (и далеко не безвозмездно) всем пересесть на велосипеды, для которых, в свою очередь, выделены специальные дорожки. Многие горожане там так и поступают, экономя время и средства, как свои, так и городского бюджета. В нашей стране и тут пока по целому  ряду причин сделать этого в ближайшее время будет не возможно. Что же тогда остаётся делать нам, простым российским автомобилистам, не желающим разменивать времяпрепровождение в” пробках” на другие способы передвижения по городу? Неужели в XXI столетии  нет такой  умной технологии,   которая позволяла бы видеть объективную ситуацию в городе и доносить её до каждого заинтересованного автомобилиста, пусть даже и за определённую плату? (про бесплатность сыра помнят все, мы думаем). Конечно, должна быть такая «умная» технология. Вот, пожалуйста, и  рекламные плакаты, и журнальные врезки, обещающие провести нас практически «за ручку» мимо  пробочных мест города  прямо к заветной цели  тому в подтверждение. Неужели всё так просто, как написано в рекламе?   Наш Клуб, как сообщество людей практичных, технически грамотных и давно использующих последние достижения науки в данном направлении, при активном участии разработчиков и интеграторов подобных сервисов, решил провести собственный практический тест всех имеющихся навигационных программ, предлагающих попытаться при вождении по городу не использовать те участки дороги, движение по которые в данный момент сильно затруднено (тем самым, не усугублять своим присутствием и без того сложную дорожную ситуацию). Для этого оказалось нужно не так уж и много:

     1.    GPS или GPS/ГЛОНАСС навигатор

     2.    Выход в Интернет или модуль подключения к RDS

     3.    Навигационная программа, получающая и обрабатывающая информацию, которую передаёт выбранный  поставщика информации о трафике.

     4.    Поставщик информации о трафике, с которой и будет работать навигационное приложение.

     Но это только основные компоненты этого весьма сложного комплекса, а самое главное, что каждый компонент в отдельности и весь этот комплекс должны работать без каких либо сбоев и с минимальным временем задержки при передаче информации. Сама информация должна быть точная, актуальная и в свою очередь получена из разных, но одинаково надёжных и достоверных источников, она должна быть собрана, обработана и передана потребителям. Навигационная программа в свою очередь должна стабильно работать и точно и чётко обрабатывать  полученную информацию о трафике и предлагать действительно оптимальные пути объезда возникших затруднений без нарушения ПДД. И даже если один из перечисленных выше сегментов даёт сбой, то тут   возникают проблемы, о которых мы и поговорим позже. Но меньше лирики, больше практики.

   Основная цель теста для нашего Клуба и для большинства пользователей навигационных программ была проста — выявить на практике, сможет ли использование данных сервисов и знание программой пробочной ситуации в городе помочь экономить время, силы, нервы и финансы  при движении по Москве. Сможет ли электронный разум программы помочь избежать хотя бы  серьезных “пробок”, или, по крайней  мере, сократить время пребывания в них до минимума. Для достижения поставленной цели, конечно, нужно будет провести целый ряд подобных тестов и сейчас делать конечные выводы о  качестве работы какого-либо из “пробочных сервисов” в Москве еще рано,  но первые выводы по организации самого мероприятия и по дальнейшему усовершенствованию  разработанной методики тестирования уже можно сделать всем участникам. 

     Главный результат первого этапа тестирования -  получение столь важных фактических данных о поведении различных программ. Они получены при активном участии представителей  разработчиков программного обеспечения, что может послужить им фактическим  материалом, позволяющим в дальнейшем совершенствовать свои сервисы.   Мы, в свою очередь,  хотим поделиться  той фактической информацией, которую получили в результате данного тестирования  и попытаемся сделать некоторые предварительные  выводы по данному полученному  материалу. Чуть забегая вперёд, хочется отметить, что все без исключения “пробочные сервисы “ показали свою полную  работоспособность, все навигационные программы, установленные на навигаторах,  держали связь с Интернетом или с RDS каналом,  получали информацию о “пробках”, обрабатывали её и предлагали свои варианты объезда сложных участков… А вот как они это делали и  почему — будем разбираться вместе.

     Для сравнительного анализа работы сервисов “пробки” в состав участников  были включены две команды на момент тестирования не имеющие подобных сервисов – это команда представляющая  навигационный продукт ”ПроГород” и команда,  представляющая TomTom.  Но в планах на лето 2010 года у ” ПроГород”  уже  стоит представить общественности собственную систему сбора и передачи информации о “пробках” разработанную совместно с английской компанией …….. и не имеющей пока аналогов в России (тем самым будет еще более интересно сравнивать полученные результаты в дальнейшем).  У TomTom, как у компании, которая всегда выступала лидером в разработке различныхon-line  сервисов, конечно же уже есть собственная разработка подобного сервиса HD Traffic. К сожалению, похоже в штабе этой компании  до сих пор верят официальным данным и до сих пор причисляют Россию к развивающимся странам, где пользователям совсем  не обязательно пользоваться всеми технологиями, доступными в Европе и других странах,  иначе объяснить действия этого навигационного монстра нельзя. Ну что же будем довольствоваться доступной фирменной технологией IQ Routes которая, используя накопленный на сервере материал о ежедневных поездках клиента, должна будет предложить оптимальный маршрут в данное время суток. Интересно будет посмотреть, как она работает в Москве.

     Результаты первого независимого тестирования “пробочных” сервисов по городу Москве.

     23 декабря 2009 года  14.00 по мск

     На точке старта, открытой стоянке у ТЦ Мега “Белая дача” собрались 8 экипажей, представляющих следующие программные навигационные продукты:

     С on-line сервисом “пробки”:

  • City Guide
  • PocketGIS и PocketGIS 2
  • Автоспутник
  • Навител
  • Навиком
     Без on-line сервиса “пробки”:

  • TomTom.
  • ПроГород.

     Маршрут

    Cтоянка у ТЦ Мега “Белая дача” — промежуточная точка на  улице Шереметьевская в районе дома №32 (точка была выбрана путём жеребьевки) — стоянка у ТЦ Мега “Белая дача”.

    На первый взгляд, маршрут к промежуточной точке казался не очень сложным  и в идеальных условиях “без пробок” по кратчайшему пути , по данным сервиса Яндекс. Карты. должен был составить :

    Общая длина: 26,5 км

    Среднее время в пути: 28 мин.  

     Обратный маршрут, по данным сервиса Яндекс.Карты, должен был практически зеркально повторить предыдущий , но с учётом разворотов занять чуть больше времени и преодолеть чуть большее расстояние

     Общая длина: 27,4 км

     Среднее время в пути: 31 мин.

     При хороших погодных условиях  и при идеальных для Москвы условиях движения, “без пробок”  со средней скоростью движения 60км/ч , ровно через час наши участники должны были бы вернутся к месту старта.

 

     Но такие условия в Москве бывают в последнее время очень редко — по праздникам, в выходные летом или глубокой ночью. 23 декабря 2009 года ситуация в городе днём представляла совсем другую картину.

Данные на 15.03 от АС “Яндекс.Пробки”

Данные от системы Probki.net

     Хотелось бы немного рассказать о составе участников тестирования. На многих форумах при обсуждении часто задают вопрос: ”Для чего участвовали команды, не имеющие в своём арсенале on-line сервиса “пробки”.  Мы намеренно пригласили представителей команды  “ПроГород” и “TomTom” для того, что бы они выступали в качестве оппонентов тем системам, у которых есть информация о “пробках”. Так, пожалуй,  можно более наглядно  показать преимущества или недостатки какого либо пробочного сервиса . Нами так же ставилась задача сравнить программы с “пробками” и без таковых и сделать соответствующие выводы о логике построения маршрута разными программами.  Была задумка использовать команду и без навигатора, передвигавшуюся  в режиме “свободного полёта” и так же зафиксировать и их результат, но в связи с ограниченным количеством тестовых автомобилей решили в этот раз не делать этого.

     Именно в такой последовательности – участники без пробок и участники с “пробками” мы и рассмотрим треки наших участников, полученные при помощи системы мониторинга.

      Все автомобили участников были оборудованы терминалами М2М-Cyber GX, которые   с интервалом в 20 сек. выдавали подробную информацию о местонахождении, скорости и направлении движения. Вся информация была доступна в течении всего времени тестирования в открытом режиме всем желающим. На нашем форуме в режиме реального времени шёл обмен мнениями о происходивших событиях. Данные, полученные при помощи терминалов, сохранялись на сервере компании «М2М телематика», и отображались в Интернет браузере при помощи  веб-клиента “Cyber Web”.

     Посмотрим, какие же решения по объезду “пробок” были приняты различными навигационными программами, и попытаемся разобраться, почему было приняты именно такие решения Вот, что рассказали нам данные, полученные в ходе тестирования и сохранённые на сервере.

     Участник “ПроГород”

Маршрут команды  “ПроГород” к промежуточной точке

     Вот так навигационная программа “ПроГород” не имея никакой информации о “пробках” и никаких накопленных статистических данных предложила проложить маршрут к промежуточной точке и предложила вернуться к финишу тем же маршрутом. Трек команды “ПроГород” не отличается, каким либо разнообразием, но это и логично, так как, не зная информации о “пробках” просто не возможно их объезжать. В данном случае программой был предложен самый простой и логичный вариант  — прямо по короткому маршруту через все возможные “пробки”. И судя по показаниям сервера, который при длительном отсутствии движения фиксирует СТОЯНКУ или ПРОСТОЙ транспортного средства,  команда “ПроГород” неоднократно попадала в глухие “пробки” которые и фиксировались системой как стоянка.  Общий простой составил 1 час 03 минуты. Штрафных баллов команда не заработала . Более полную статистику можно посмотреть в отчете, сформированном системой Cyber Web. Час полной неподвижности это очень много, как известно “лучше плохо ехать, чем хорошо стоять”. Посмотрим, смогут ли другие участники, обладая заветной информацией от своего поставщика предугадывать и объезжать такие “глухие заторы”. В компании “ПроГород” в свою очередь прекрасно понимают необходимость использования информации о пробках для расчёта программой оптимального маршрута и летом 2010 года готовятся представить собственную систему, разработанную совместно с крупнейшим поставщиком таких данных из Великобритании. Данная система пока не имеет аналогов в России, но все подробности узнаем летом. 

”ПроГород“ стартовал в 14:46:34

Прибыл в промежуточную точку на улице Шереметьевская в 16:27:50

Оказался на финише (стоянке  у ТЦ “Мега”) в 18:19:43

     Согласно отчёту системы Cyber Web получаем следующие данные

     Согласно отчёту системы Cyber Web получаем следующие данные

    Если у кого-то появится желание проехать вместе с участниками виртуальным маршрутом, то трек можно конвертировать в среду Google Earth и просмотреть весь маршрут от начала до конца.

     Участник TomTom

     Программой TomTom с использованием фирменной технологии IQ Routes было принято решение также не объезжать пробки вовсе и ехать по оптимально короткому маршруту, который  полностью идентичен маршруту предложенному сервисом Яндекс.Карты при условии отсутствия “пробок” в Москве. Компания TomTom конечно же имеет собственную фирменную систему сбора и обработки информации о трафике — TomTom High Definition (HD) Traffic, но на территории России она не работает, так как не имеет пока поставщика  для данной информации. Сложно сказать, помогала ли фирменная аналитическая  программа IQ Routes, но как мы видим, программой было принято решение ехать исключительно по кратчайшему пути, преодолевая “с хода” все без исключения, возникающие на пути затруднения движения. Но согласно показаниям той же системы мониторинга у участника TomTom такой показатель как СТОЯНКА или ПРОСТОЙ равен 0 минутам.

Конечно, участник тоже стоял в “пробках”, так как просто не мог их миновать, но движение было постоянно, пусть медленное, но движение.  Выводы о работе IQ Routes  делать пока рано, но что-то в данной системе сбора статистики о движении всё-таки есть. Возможно именно такие системы в сочетании с текущей информацией о “пробках” и есть ключ к успеху. Время покажет. А сейчас обратимся к данным, предоставленным сервером мониторинговой компании “М2М телематика”. Команда TomTom допустила одно нарушение скоростного режима и тем самым заработала -10 минут штрафного времени (за каждое нарушение скоростного режима свыше 10км/ч от разрешенного начислялись штрафные 10 минут) 

Трек участника TomTom к промежуточной точке и обратно.

     От команды “ПроГород”  маршрут команды  TomTom отличается  лишь выбором основной  магистрали для движения, в данном случае таковой был выбран Волгоградский проспект

Старт TomTom был зафиксирован системой в 14:42:13

Прибытие  в промежуточную точку на улице Шереметьевская в 16:14:00

И оказался на финише в 17:34:01

     Согласно отчёту системы Cyber Web получаем следующие данные:

     Согласно отчёту системы Cyber Web получаем следующие данные:

    Надо сказать, что обе программы не использующие on-line сервис “пробки”, показали стабильные результаты и полную предсказуемость поведения. Теперь настала очередь программ прокладывающих маршрут в объезд “пробок”. Как показали себя они?

    ЧАСТЬ  2.>>>>

    ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

    Виктор Зорин, Александр Петров

    ©GPSClub.ru

19.01.2010


Оставить комментарий