Все подобные автонавигационные системы обычно делаются по так называемой „off-board” или “server-based” схеме.
Суть этой схемы в том, что процесс автонавигации, как бы, разбит на 2 этапа
1й этап – навигационная «ява» программка мобильника, получив данные о текущем местоположении (обычно от блютус GPS-приемника) и инструкции, куда надо ехать (собственно от пользователя) – передает всю эту информацию на специальный удаленный сервер.
2й этап – автонавигационная программа (собственно «мозги» или алгоритм), установленная на этом удаленном компьютере-сервере прокладывает маршрут и передает его обратно на мобильник. Мобильный телефон при этом выполняет роль простого приемо-передатчика навигационной информации. Получив информацию о маршруте, навигационная «ява»программка мобильника отображает его на экране, сопровождая все это голосовыми рекомендациями куда и как ехать и когда и куда поворачивать.
Совершенно, очевидно, что качество навигации при такой схеме в очень большой степени зависит от качества и бесперебойности GPRS связи (ведь информация передается именно по GPRS каналу) и от того, как часто и как быстро мобильник и удаленный сервер обмениваются между собой навигационной информацией. Ведь, чтобы вовремя давать нужные указания по навигации и быстро перепрокладывать маршрут, вся навигационная система должна постоянно отслеживать текущее положение на дороге в режиме реального времени.
Так вот, те «офф-борд» навигационные программки, что я пользовал ранее (не буду называть их поименно), справлялись с этой задачей мягко говоря не очень хорошо. То бишь, запаздывали они сильно с голосовыми подсказками и с перепрокладкой маршрута, в связи с чем и были отправлены «на помойку». Чем была обусловлена эта «тормознутость» я не знаю. Может быть скромными системными ресурсами мобильника, может неудачным «ява» софтом, а может и слишком удаленным (не Российским) расположением сервера. Но факт остается фактом – реально пользоваться такой навигацией было неудобно.
Другим отрицательным моментом в, описанной выше, схеме навигации, является тот факт, что подобные программки постоянно кушают GPRS трафик – как для передачи навигационной информации, так и для скачки самих карт – ведь, по мере движения, новые карты, тоже загружаются через GPRS.
Но вернемся к Navifon
Тест проводился не на простом мобильнике (в котором обычно отсутствует операционная система да и процессор обычно не блещет быстротой), а на довольно мощном смартфоне Nokia E70, подключенном к сети BeeLine. Несмотря на то, что этот аппарат работает под управлением современной операционной системы Symbian 9, в него также зашита поддержка java аплетов, так что проблем с установкой Navifon у меня не возникло.
Пользовательский интерфейс у программы оказался достаточно простым и даже не потребовал поиска руководства, которого, кстати сказать, на момент теста на сайте производителя софта еще и не было.
Надо сказать, дисплей Нокии Е70 считается одним из лучших среди смартфонов вообще и среди Нокиевских смартфонов в частности. Его разрешение выше стандартного разрешения qVGA и составляет 416×352 пикселей, приближаясь к настоящему VGA разрешению (640х480). Я это к тому, что на таком экране практически все программы с графикой смотрятся очень неплохо. И Navifon не оказался исключением…
Как я уже писал ранее, я больше всего опасался, что программка начнет тормозить и подвешивать систему, но мы поехали, и, оказалось, что все совсем не так плохо. Оказалось, что все очень даже прилично.
Внешний вид у карты Навифона, конечно же, без излишеств. Ни тебе домиков, ни речушек, ни мостиков, как, например, у Навитела, но оно и «не надо это». Лишнее это все во время вождения автомобиля – только отвлекает. А должно помогать.
Отображение карты на экране напоминало что-то среднее между dKart СитиГид и TomTom Navigator. Я бы назвал внешний вид (не содержание!) карты Навифона улучшенной версией СитиГида или несколько упрощенной ТомТома. Но в целом вид карты при движении был на твердую четверку (а если выпить бутылочку хорошего пива – то даже с «плюсом»). Тем более, не следует забывать, что предназначена эта прога не для коммуникаторов с WM6 и не для смартфонов с Symbian 9.2, а для «просто» мобильников. Так что, такая графика карты – просто выше всяких похвал!
Периодически на экране, все же, появлялась такая вот картинка,
Происходило это совсем нечасто – только когда я ехал слишком быстро и не слушался советов удаленного навигатора по выбору маршрута.
Про саму карту Москвы – тоже нужно сказать пару слов. Конечно, качество и достоверность этой карты не имеют никого отношения к авторам самой программы Навифон. Но люди, которые купят эту прогу, ведь будут оценивать Навифон именно по этому критерию. Так всегда происходит, к сожалению, – хороша карта, а хвалят все прогу. И наоборот, карта – плоха, а ругать все равно будут авторов программы.
В “Навифоне”, установлена карта от Navteq. “Навтековская” карта Москвы – пока не такая подробная как у TeleAtlas или Навиком. Но с каждым месяцем, карта Москвы от Navteq только улучшается и часто имеет даже более подробную дорожную сеть.
При выезде за пределы Москвы недостатки “Навтековской” карты стали проявляться более заметно. Нет, на крупных трассах, типа Новой Риги, все было ОК.
Если б в этой ситуации, Навифон знал, что я не прислушаюсь к его рекомендации свернуть здесь направо, а поеду прямо – он легко бы мог заранее докачать необходимый участок дороги. Но он начал это делать только когда убедился, что я своевольничаю и еду по собственному разумению…
В целом Навифон работал на моей Нокии достаточно стабильно. Справедливости ради, надо все же сказать, что один раз он у меня подвесил систему так, что пришлось «передергивать» батарею. Но это было всего один раз, а ездил я с ним несколько дней подряд. Многие Симбиан проги, кстати, грешили куда худшей «стабильностью» на моем смарте…
Мое заключение – Navifon, на сегодня, одна из лучших (в своем классе) навигационных программ для «просто» мобильных телефонов (при условии использования его только в Москве и ближнем Подмосковье) и главное преимущество такого навигатора, что он постоянно с тобой и на отдыхе и в автомобиле. В ближайшем будущем производители программы обещают доступность карты Европы от Navteq, и тогда Ваш мобильник или смартфон будет приносить пользу в качестве GPS навигатора и в Европейских странах.
В качестве посткриптума:
Эта програма безусловно найдет своих почитателей из числа пользователей простых телефонов и смартфонов с поддержкой Java. Но, все же, я думаю, очень скоро (через год-два) «просто мобильники» тихо отомрут и на рынке останутся одни смартфоны c полноценными операционными системами. Правда, называться эти аппараты, возможно, будут уже как-то по-другому. Ведь они станут еще умней и еще мощней… Для таких аппаратов сейчас разрабатывается собственная версия программы.
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ
Автор Владимир Тарасов
Все права на статью принадлежат проекту “GPS Клуб” www.gps-club.ru
Публикация и перепечатка статьи, а так же отдельных материалов возможна с обязательной ссылкой на источник публикации: www.gps-club.ru
28.02.2008