15 февраля 2010 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с заместителем Председателя Правительства России С.Б.Ивановым в ходе которой особое внимание было уделено необходимости коммерциализации системы ГЛОНАСС.
Новость широко разошлась по всем ведущим российским СМИ. Полагаю необходимым обратить внимание общественности на отдельные вехи, обозначенные Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным в беседе, на которых ранее внимание не акцентировалось.
Во-первых, глава Правительства России создание системы ГЛОНАСС впервые относит не только к высокотехнологичной, но и инновационной сфере деятельности, «которая крайне важна для нашего государства и с точки зрения экономики, и для укрепления обороноспособности страны». Более того, внедрение навигационного оборудования на базе системы ГЛОНАСС он определяет общенациональной задачей.
Во-вторых, произошло смещение акцента по внедрению навигационных технологий ГЛОНАСС с федеральных органов исполнительной власти на региональные. В частности, В.В. Путин отмечает: «Вообще, я хочу, чтобы нас с Вами (С.Б. Ивановым прим. Автора) сегодня услышали и в регионах, и муниципалитетах, чтобы руководители тех структур знали и понимали, что это общенациональная задача – внедрение этой системы». И далее: «Будем считать, что у нас сейчас два этапа. Первый – это внедрение на региональном и муниципальном уровне».
В-третьих. В ходе рабочей встречи Председатель Правительства РФ не единожды акцентирует внимание на том, что у руководителей должно формироваться понимание полезности от использования навигационных технологий ГЛОНАСС: «Нужно добиться того, чтобы на транспорте – на наземном, на воздушном, на морском транспорте, на железной дороге эта система активно внедрялась. Но и этого недостаточно, нужно чтобы на региональном и муниципальном уровне, руководители различных уровней поняли преимущество внедрения этой системы». Глава Правительства отмечает: «Нужно, чтобы и городской транспорт, и медицинский транспорт, транспорт МЧС, и милиции оснащались такими системами космического позиционирования. В Уфе внедрение этой системы на городском транспорте сразу же позволило обеспечить экономию топлива на 20%. Есть и другие преимущества, но нужно последовательно идти к тому, чтобы отечественная, глобального позиционирования, ГЛОНАСС внедрялась повсеместно на всей территории Российской Федерации». Речь идет о том, что на вооружении руководителей различного уровня власти появился новый инструмент объективного контроля за оперативностью и качеством работы различных служб (скорая помощь, пожарные, охрана общественного порядка, службы коммунального хозяйства). Кроме того этот инструмент позволяет более рационально расходовать бюджетные средства и контролировать их расходование. Но этим инструментом необходимо научиться пользоваться.
В-четвертых, впервые вопрос ставится не только об обязательности использования системы ГЛОНАСС, на что были направлены все принятые ранее нормативно-правовые акты, а о создании условий для заинтересованности внедрения навигационных технологий: «…нужно говорить не о жесткости, а о привлекательности предлагаемого продукта».
И, пожалуй, самое главное – «это переход уже к полной коммерциализации на бытовом уровне, и мы на это выйдем во второй половине года».
Чтобы понять, о чем идет речь, надо сделать два важных замечания о системе ГЛОНАСС.
Замечание первое.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О навигационной деятельности» от 18.02.2009 г. № ФЗ-22 «Космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и создаваемые за счет средств федерального бюджета, являются собственностью Российской Федерации, изымаются из оборота и не подлежат отчуждению». То есть систему ГЛОНАСС, созданную за счет средств федерального бюджета, никто целиком или частично продавать не предполагает.
Замечание второе.
Навигационные космические аппараты системы ГЛОНАСС (как и системы GPS) непрерывно излучают два вида сигналов: навигационные сигналы с открытым доступом (или гражданские сигналы) и сигналы с закрытым доступом (военные сигналы). Статьей 9 того же Закона установлено, что «Навигационные сигналы с открытым доступом предоставляются субъектам правовых отношений в сфере навигационной деятельности на безвозмездной основе и без ограничений». То есть за использование навигационных сигналов системы ГЛОНАСС абонентская плата не взимается и взимать ее никто не может. Более того, никто не в праве ограничивать использование системы ГЛОНАСС.
Резюмирую сказанное.
Создание и содержание системы ГЛОНАСС является исключительно затратной статьей бюджета России. Тогда возникает вопрос: «О какой коммерциализации говорит В.В. Путин?». Речь идет о создании бизнеса, основанного на использовании возможностей системы ГЛОНАСС. Это разработка и продажа массовых продуктов, например, навигационных приемников ГЛОНАСС, картографической продукции, предоставление охранно-поисковых услуг, услуг по маршрутизации транспорта и т.д. Хотелось бы отметить, что развитие рынка повлечет за собой создание новых высокотехнологичных производств и технологий, приведет к увеличению количества рабочих мест, и, следовательно, к дополнительным налоговым поступлениям в бюджеты различных уровней.
Поэтому государство, инвестируя значительные средства в развитие системы ГЛОНАСС, заинтересовано в эффективности ее использования. Для коммерциализации системы ГЛОНАСС необходимо создание условий для развития рынка навигационных товаров и услуг, основанных на применении отечественной глобальной навигационной спутниковой системы. Надо заметить, что объем нынешнего российского навигационного рынка составляет около 3% от мирового. И это при том, что у нас в распоряжении имеется своя (одна из двух действующих реально, а не в качестве проекта на бумаге) навигационная система. Это и есть пятое направление, над которым государство предполагает сосредоточить свои усилия в текущем году.
Алексей Пчелинцев
Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»
17.02.2010